МБУК "Централизованная библиотечная система" г.о. Чапаевск

Стратегия развития

 

 Стратегия развития

 

Муниципального бюджетного учреждения

культуры

 

 «централизованная библиотечная сиcтема»

 

г.о. Чапаевск

 

с 2014 по 2020 год

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Нормативно-правовое регулирование реализации Стратегии

 

Миссия, цель и задачи МБУК «ЦБС» г.о.Чапаевск

 

Приоритетные направления Стратегии

 

1.Формирование, сохранность и безопасность библиотечного фонда

 

        2. Обслуживание пользователей

 

               Центральная библиотека им. В.Н. Бондаренко

 

               Детская библиотека «Калинушка»

 

               Библиотека «Истоки»

 

               Библиотека «Атмосфера»

 

               Библиотека «Эврика»

 

               Библиотека семейного чтения

 

               Библиотека «Берегиня»

 

        Юношеская библиотека

 

        3. Издательская деятельность

 

        4. Методическая деятельность

 

        5. Развитие кадрового потенциала

 

Ожидаемые результаты

 

 

 

 

 

 

Нормативно-правовое регулирование реализации Стратегии

 

         Разработка Стратегии осуществлялась с учётом следующих нормативно-правовых актов:

-       Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года / утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;

-       Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации/ утв. Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212);

-      Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы / утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2567-р;

- Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» / утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р;

-       Основные направления развития деятельности по сохранению библиотечных фондов в Российской Федерации на 2011-2020 годы / одобрены решением коллегии Минкультуры России от 29 ноября 2011 г. № 16;

-       Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в РФ до 2015 года и плана действий по их реализации / одобрены Правительством Российской Федерации от 01.06.2006 № МФ-П44-2462;

-       Проект «Инновационная Россия — 2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года)» / Министерство экономического развития Российской Федерации, 2010 г.;

-       Проект «Концепции развития библиотечного дела в РФ до 2015 года» / Министерство культуры Российской Федерации, 2007 г.;

-       Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки (Проект от 10.12.2013 года);

-       Резолюция Ежегодного совещания директоров федеральных и центральных региональных библиотек России 22 – 23 октября 2013 г. «Инновационные  модели развития и качество библиотечного обслуживания граждан России»;

-       Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ("Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448);

-       Федеральный закон от 29.12.1994 №77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» ("Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 140);

-       Федеральный закон Российской Федерации от 27.07. 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательств РФ № 31 2010 г.);

-       Постановление Министерства труда и социального развития от 03.02.1997 № 6 «Об утверждении межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках» ("Бюллетень Минтруда РФ", N 3, 1997);

-       Письмо Министерства культуры Российской Федерации от 08.01.1998 № 01-02/16-29 «Об основных положениях организации сети муниципальных общедоступных (публичных) библиотек в субъектах Российской Федерации»;

-        Закон Самарской области от 03.04.2002 № 14-ГД «О культуре в Самарской области» ("Волжская коммуна" от 10.04.2002г. N 64);

-       Закон Самарской области от 08.05.2009 № 67-ГД «Об организации библиотечного обслуживания населения Самарской области областными государственными библиотеками, комплектовании и обеспечении сохранности их библиотечных фондов» («Волжская коммуна» от 13.05. 2009г.№163);

-       Постановление Правительства Самарской области от 04.03.2009 года № 61 «Об утверждении Положения о министерстве культуры Самарской области» («Волжская коммуна» от 06.03.2009г. №77);

-       Устав городского округа Чапаевск Самарской области, утвержденный Постановлением Чапаевской городской Думы 17.05.2005 № 21 («Чапаевский рабочий» от 19.07.2005г. №114-116);

-       Положение об учреждении «Департамент культуры и молодежного развития администрации городского округа Чапаевск», утвержденным решением Думы городского округа Чапаевск Самарской области от 24.02.2011 №61 («Чапаевский рабочий от 29.03.2011 №69-70»);

-       Устав Муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» городского округа Чапаевск, утвержденный Решением Департамента культуры и молодежного развития администрации городского округа Чапаевскот 12.12.2012 №81/МБУ

 

 

 

 Миссия, цель и задачи МБУК «ЦБС» г.о.Чапаевск

В современном информационном обществе повышаются, и видоизменяются потребности населения в видах информации, способах и скорости её получения. Трансформация средств хранения и передачи информации выводит на первый план проблему построения новой системы библиотечно-информационного обслуживания читателей, ориентированной на максимально полное  удовлетворение спроса читателей и пользователей с помощью реализации библиотечных услуг.

Миссия библиотеки

Миссия МБУК «ЦБС» (далее по тексту – Библиотека) – совершенствование библиотечно- информационного обслуживания населения, содействие обращению и развитию накопленного человечеством знания путем обеспечения свободного доступа к нему; сохранение и передача культурного наследия  через продвижение книги и чтения  всем пользователям, независимо от возраста, социального статуса, расы, национальности, вероисповедания, места жительства, пола, языка и других дифференцирующих признаков

Цель -  создание Библиотеки нового поколения, имеющей оптимальный стандартный набор материальных и информационных ресурсов, который является необходимым минимумом для осуществления эффективного и качественного библиотечно-информационного обслуживания населения.

         Стратегия  развития Библиотеки до 2020 года (далее - Стратегия) направлена на реализацию следующих задач:

-       реализацию основных направлений деятельности, отражённых в Уставе МБУК «ЦБС» г.о.Чапаевск;

-       построение структуры библиотечной сети «БиблиоАкварель» (рисунок 1);

-       модернизацию библиотечных услуг;

-       трансформацию библиотечного пространства;

-       повышение кадрового потенциала сотрудников;

-       обновление библиотечного фонда;

-       популяризация чтения среди различных категорий пользователей;

-       расширение степени участия Библиотеки и её сотрудников в конкурсах и проектах различного уровня;

-       предоставление доступа как к своим, так и мировым информационным ресурсам  (в Интернет - пространстве), обеспечение по ним навигации.

 

 Приоритетные направления Стратегии

1. Формирование, сохранность и безопасность библиотечного фонда

Библиотечный фонд МБУК «ЦБС» г.о. Чапаевск является главным источником удовлетворения читательских потребностей и служит в качестве основы для изучения и сохранения национальной истории России, края и родного города.

Формирование фонда традиционно осуществляется на основе профиля

комплектования (например, детская библиотека «Калинушка», юношеская библиотека).  При формировании фонда тематический, видовой, типологический аспект, языковой, географический диапазон, хронологическая глубина и другие факторы.

         Особое внимание при комплектовании фонда уделяется новинкам отечественной и зарубежной литературы, запросам читателей.

         В библиотеках проводится систематическая работа по изучению информационных потребностей пользователей и отказов на запрашиваемые издания. Изучение отказов пользователей имеет большое значение для определения эффективности использования библиотечных фондов. Данная работа способствует качественному комплектованию и использованию фондов, а также наиболее полному удовлетворению запросов пользователей, формирует дифференцированный и индивидуальный подход к обслуживанию пользователей.

Для раскрытия и продвижения библиотечного фонда проводится большое количество тематических выставок. Систематически проводятся выставки новых поступлений.

Регулярно осуществляется списание ветхой и морально устаревшей литературы.

В целях  дальнейшего обеспечения рационального формирования и развития фондов в интересах пользователей в рамках реализации Стратегии предстоит:

-       изучение рынка книготорговых организаций с целью выбора наиболее экономически целесообразных источников комплектования фонда;

-       формирование электронной библиотеки краеведческих ресурсов;

-       проведение мониторинга использования фонда и анализ степениудовлетворенности пользователей его составом;

-       создание выставок в виртуальном варианте и размещение их на  сайте МБУК «ЦБС» и  на страницах библиотек в социальных сетях;

-       проведение мониторинга использования фонда и анализ степени удовлетворенности пользователей его составом;

-       выпуск информационной продукции (буклетов, листовок, закладок) для пропаганды библиотечных фондов и ознакомления читателей с новинками;

-       пополнение фондов Библиотеки электронными документами значительно повышает удовлетворенность спроса пользователей;

-       создание собственных полнотекстовых баз данных.

 

 

2. Обслуживание пользователей

Превращение МБУК «ЦБС» в более востребованный пользователями и обществом социальный институт невозможно без внедрения изменений в процесс обслуживания. Ведущее значение в жизни общества и отдельных групп общества, вывести ее на новый уровень конкурентоспособности, что достигается посредством внедрения и поддержки в рабочем состоянии системы управления качеством.

Библиотеки, входящие в МБУК «ЦБС» можно представить в виде «БиблиоАкварели» - гармоничного сочетания        красок, дополняющих друг друга и создающих единую  картину. Реализуя все  социально-значимые направления деятельности, филиалы имеют и свои приоритетные направления работы, которые и нашли отражение в названиях библиотек.

Краска - символический акцент деятельности филиала.

Центральная библиотека им.В.Н.Бондаренко выступает своеобразным художником, который держит в руках кисти и смешивает краски – определяет направления сотрудничества и вектор развития библиотек.



 

 

 

 

Рис. 1. «БиблиоАкварель»

 

Стратегия развития МБУК «ЦБС» ориентирована на дальнейшее поступательное развитие  библиотек-филиалов, основанное на внедрении в деятельность библиотечных программ.

Программы библиотечной деятельности не только отражают концепции деятельности библиотек, но и служат отправной точкой для разработки планов.

Целевая библиотечная программа представляет собой глубоко разработанный план действий на перспективу для реализации определённого направления библиотечной работы. Программа решает сложную и объёмную задачу, требующую затраты большого количества времени на разработку и внедрение ряда мероприятий её составляющих. Она включает организацию цикла мероприятий и создание условий для их осуществления (наличие компьютерной и множительной техники, необходимых носителей информации, свободных помещений в пределах библиотеки и т.д.).

Программы, обозначенные в Стратегии, нацелены по повышение качества библиотечного обслуживания.

 

 

Центральная библиотека им. В.Н. Бондаренко

1.     Программа «Краеведческий отдел»

Центральная библиотека им. В.Н.Бондаренко является связующим звеном, обеспечивающим функционирование всех библиотек сети.

         В рамках реализации Стратегии ЦБ им. В.Н.Бондаренко будет выполнять роль единого  информационно-культурного, методического центра, в качестве приоритетного направления деятельности будет выступать краеведение.

Реализация Стратегии предусматривает создание на базе ЦБ им.В.Н.Бондаренко отдела краеведческой литературы.

Отдел краеведческой литературы должен стать центром краеведческих знаний в городе.

Деятельность создаваемого краеведческого отдела будет направлена на популяризацию краеведческой информации об истории города и области.

Совершенно новым направлением работы будет развитие литературного краеведения.

Способствовать реализации данного направления деятельности будет наличие необходимых библиотечных ресурсов (краеведческая литература).

Для реализации краеведческих мероприятий на базе библиотеки разрабатывается и внедряется краеведческая программа «Краеведческий компас».

2.     Программа «ИнтернетПространство»

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий вызывает необходимость внесения изменений во взаимодействие библиотеки с читателями с помощью социальной сети.

Приоритетной задачей трансформации взаимодействия в сети будет изменение структуры и содержания размещаемой информации на странице центральной библиотеки им. В.Н.Бондаренко  «ВКонтакте».

Зачастую читатель, получая доступ в сеть, не знает, как использовать данную возможность. Традиционной формой работы в библиотеке являлся обзор имеющихся электронных библиотек. В связи с тем, что все посетители приходят с разными целям в библиотеку, то и информирование о возможностях ИНТЕРНЕТ должно быть различным.

Предлагаемые формы:

Презентация Электронного ресурса (интересный сайт, интересная новость дня, недели, месяца; познавательная и актуальная статья…и т.п.) – реализация в ОЦД и читальном зале с доступом в ИНТЕРЕТ.

Виртуальная выставка.

3.     Программа «БиблиоНавигация»

Программа рассчитана на создание своеобразного навигатора (путеводителя) по библиотеке который позволит пользователям, как в самой библиотеке, так и в её  отделах. В основе навигации – визуальный ряд (путеводитель), состоящий из стрелок-подсказок, различных указателей и т.п.

Навигация должна осуществляться с фойе. Данный подход будет реализован через создание  «БиблиоКарты» (стенд с описанием возможностей библиотеки и расположением имеющихся отделов, служб, зон).

Создание комфортного пространства будет направлено на активное использование цветовых приёмов в зонировании библиотечного пространства и навигации по залам (буклеты, указатели со слоганами и т.п.). Для привлечения внимания читателей к разделам фонда могут быть оформлены:

-       указатели-портреты с цитатами (например, указатель раздела «Наука» с изображением Ломоносова и его цитатой);

-       указатели-вопросы (Когда появился первый автомобиль? Что берут в космонавты в космическое путешествие? – ответы на эти и другие занимательные вопросы вы можете найти в разделе «Наука»).

Книжный фонд  должен вызывать у посетителя интерес и желание к нему обратиться.

Различные элементы раскрытия и оформления фонда: расположение стеллажей; тематические полки; выставочные композиции; показ "крупным планом"; приемы цитирования и аннотирования; сопровождение библиографическими  изданиями, буклетами;  ссылки-отсылки;  цветовые приемы,  др.

Уже существующую зону игр для детей в рамках зонирования пространства планируется дополнить зоной информационного отдыха для взрослых. Информация должна позиционироваться ненавязчиво и быть доступной для понимания - журналы, кроссворды, статьи по разной тематике (сад, огород, кулинария, охотник, рыболов). В данной зоне будут размещаться различные виды информационной продукции – анонсы новых книг, отзывы о книгах.

4.  Программа «Медиатека в библиотеке».

           В Библиотечной энциклопедии «медиатека» определяется как современное название тех публичных библиотек, фонды которых содержат самые разнообразные виды документов: от печатного – до электронного и мультимедийных, имеют оборудование, необходимое для хранения и воспроизведения последних, а также обеспечивают доступ к названым документам через информационные сети, включая Интернет.

           В рамках Стратегии создаётся медиатека как фонд небумажных носителей информации.

           Медиатека должна стать своеобразной частью библиотеки, информационным центром, способным удовлетворить информационные, образовательные, досуговые и др. потребности пользователей.

           Создание Медиатеки направлено на:

-        обеспечение широкого доступа к информационным ресурсам пользователям; 

-       осуществление процесса комплектования электронных ресурсов в соответствии с профилем библиотеки, обеспечивая его полноту и целесообразность;

-       максимально полное удовлетворение запросов пользователей;

-       хранение и обновление фонда аудиовизуальных электронных документов с созданием соответствующих каталогов;

-       обеспечение доступа к российским и международным электронным библиотекам и сетевым ресурсам;

-       возможность оперативного просмотра разного рода аудио- и видеоматериалов.

              Одна из важнейших задач медиатеки – фотосъемка и видеосъёмка, аудиозапись библиотечных мероприятий, создание  электронного архива библиотеки.

           Справочно-библиографический аппарат (СБА) медиатеки является составной частью СБА библиотеки и предназначается для полного, всестороннего и многоаспектного раскрытия фонда. В СБА медиатеки отражаются виды носителей информации, хранящиеся в фонде (оптические компакт- диски, музыкальные диски, видеофильмы, DVD, CD и др.).

           СБА Медиатеки должен удовлетворять следующим требованиям: полнота и адекватность фонду; раскрытие фонда в разных аспектах; соответствие библиографических описаний документов действующим стандартам; своевременное пополнение и редактирование (текущее, плановое); взаимосвязь элементов СБА между собой и связь с СБА библиотеки; доступность для пользователей.

           Особое место в СБА медиатеки должен занять виртуальный справочно-библиографический аппарат, состоящий из ссылок на справочные, библиографические, полнотекстовые источники, находящимися за пределами библиотеки.

           В целях продвижения ресурсов медиатеки осуществляется рекламная деятельность через публикацию пресс-релизов в муниципальных СМИ, сайте библиотеки, страницах библиотек в социальных сетях.

           Медиатека должна стать организованным пространством для индивидуальной и массовой работы пользователей с аудиовизуальными и электронными документами, хранящимися в фонде.

5. Программа «В лабиринтах права»

          Программа «В лабиринтах права» рассчитана на совершенствование  деятельности ЦОД (в том числе и в библиотеке «Эврика»).

       Программа ориентирована на удовлетворение различных категорий пользователей в информации правового характера.

    Отличительной чертой программы должен стать интерактивный характер работы, включающий в себя активные формы работы с пользователями  (деловые и ролевые игры, проекты, дискуссии).

    К участию в реализации программы планируется привлечение социальных партнёров в лице представителей муниципальных органов власти, руководителей и специалистов предприятий и учреждений различного вида, образовательных и культурных учреждений города.

Детская библиотека «Калинушка»

         Детская библиотека «Калинушка» - это открытое и гостеприимное пространство для детей, площадка, где чтение сочетается с общением, работа с интеллектуальным времяпрепровождением.

     В названии библиотеки органично отобразилось несколько компонентов: библиотека расположена на улице Калинина, дерево калина – один из символов России. Но главным является то, что общеславянское слово «калина»  является производным от слова «калить», то есть пылать. В данном случае библиотека должна строить свою работу, чтобы дети воспылали любовью к чтению, книге, библиотеке.

         Поэтому основной долгосрочного развития детской библиотеки «Калинушка» является продвижение детского чтения.

      Детская библиотека «Калинушка» имеет большой опыт по продвижению детской классической литературы, является активным участником Недели детской и юношеской книги, программы летнего чтения, конкурсов различного уровня.

1.       В рамках Стратегии детская библиотека «Калинушка» планирует реализовать Программу по изучению детского чтения «Чапаевский ребёнок: чтение, книжная среда, библиотека».

         В рамках данной программы в 2014 и в 2016, 2018 гг. будет проводиться исследование детского чтения. В 2015 и 2017, 2019 гг. соответственно на основе полученных результатов исследования будут внедряться формы работы по продвижению детского чтения. Работа в рамках Программы по изучению детского чтения будет строиться по схеме «анализ-работа-итоги». Сочетание исследования и внедрения новых форм работы позволит проследить динамику изменения детского чтения в долгосрочной перспективе (2014-2019 гг.).

2.       Способствовать продвижению детского чтения  будет расширение информационного пространства детской библиотеки «Калинушка».

         В рамках данного направления планируется:

-       формирование фонда изданий в электронном виде,

-       создание электронного каталога;

-       развитие страницы библиотеки ВКонтакте.

Страница библиотеки ВКонтакте используется для активного взаимодействия с детскими библиотеками региона и России, читателями.

Читатели библиотеки узнают о предстоящих мероприятиях, оставляют отзывы о мероприятиях, участвуют в диалогах о книгах и анкетировании. С целью дальнейшего продвижения книги к юным читателям планируется на странице размещать опросы о книгах, писателях, литературных предпочтениях.

Сотрудники детской библиотеки «Калинушка» в рамках реализации мероприятий по продвижению чтения на странице библиотеки ВКонтакте планируют размещать электронные презентации, виртуальные выставки, буктрейлеры.

Для повышения имиджа библиотеки будет осуществляться размещение информации о деятельности библиотеки в профессиональных журналах, на сайтах детских библиотек и детских издательств, в Фейсбуке.

3.       Планируется освоить новую форму работы – «Встреча с писателем» по скайпу.

4.       Для продвижения детского чтения совместно с волонтёрами будет создан «Театр книги».

5.       Для формирования традиции преемственности детского чтения в рамках стратегии будет разработана Программа «ПочитайКа».

Цель данной программы – продвижение чтения в дошкольной среде, с активным вовлечением в данную деятельность  детей, родителей и педагогов.

Реализация данной программы будет осуществляться в партнёрских учреждениях – в структурных подразделениях (детских садах) ГБОУ СОШ № 22 – «Ёлочка» и «Золотой улей».

Способствовать продвижению детского чтения будет активизация  участия в конкурсах «Живая классика», «Читаем детям о войне», конкурсе детского проекта «Настя и Никита».

Библиотека «Истоки»

         Кроме традиционных направлений деятельности акцент в библиотечной работе библиотеки «Истоки» в соответствии с её названием будет сделан на гражданско-патриотическом воспитании.

         «Исток» в словаре Ожегова «начало», «первоисточник чего-либо». В словаре Ушакова «исток» - «зарождение», «первопричина».

         Современное развитие общества и государственности немыслимо без знания собственных истоков – истории родной страны, её героев, значимых событий, государственных символов и т.д.

         Необходимость расширения  гражданско-патриотической деятельности обосновывается следующими проблемами.

     1. Россия включена в мировое сообщество, участвует в диалоге культур. В связи с этим происходит переоценка ценностей, утрачивается патриотическое сознание.

       2. Библиотека «Истоки» расположена в густонаселённом микрорайоне, специфической особенностью которого является его многонациональный характер. Дети из семей мигрантов получают гражданство, становятся жителями России. Создаётся ситуация при которой появляются граждане с гражданством, в юридическом смысле этого слова, но без осознания принадлежности к культуре и истории России, необходимости уважения традиций и законов. Данная категория людей, не обладая знаниями об истории Чапаевска и России, гражданами которой они стали, активно включается в процесс интеграции.

         Интеграция данной категории невозможна без знакомства с историей города и страны. Граждане различных национальностей должны, прежде всего, знать культурные традиции России, с уважением относится к гражданам иных культур.

         Рассмотренные проблемы требуют формирования гражданско-патриотического сознания у читателей библиотеки различных возрастов.

         Гражданско-патриотическое направление библиотечной работы рассматривается как целенаправленная деятельность, призванная формировать у читателей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России на основе общегражданских ценностей.       

          Библиотека «Истоки» имеет положительный опыт реализации форм библиотечной работы гражданско-патриотической направленности (встреча-диалог с авиаконструктором В.А.Зятчиным «Авиация, вчера, сегодня», дисколекция «Артиллерийский полигон в Чапаевске», урок мужества «Сталинград-это наша Победа» и др.). Данные мероприятия востребованы детской и юношеской аудиторией микрорайона.

         В рамках реализации Стратегии планируется преобразовать библиотеку в духовный центр, способный популяризировать культуру, ценности, исторические традиции малой родины и России через формы библиотечной работы.

         Реализация через программы:

1.     Программа «Я - патриот! Я - гражданин России!»

         Цикл мероприятий посвящённый, популяризации знаний об истории, традициях, героях, государственных символах, законах России. Планируется активно использовать такие формы библиотечной работы, как круглый стол, диспут, деловая игра, дискуссия и др.

         В рамках данной программы планируется проведение встреч с интересными и известными людьми, внесшими вклад в развитие города.

5.  Программа «Медиатека в библиотеке».

           В Библиотечной энциклопедии «медиатека» определяется как современное название тех публичных библиотек, фонды которых содержат самые разнообразные виды документов: от печатного – до электронного и мультимедийных, имеют оборудование, необходимое для хранения и воспроизведения последних, а также обеспечивают доступ к названым документам через информационные сети, включая Интернет.

         Программанаправлена на формирование толерантного поведения, расширение знаний о культурных традициях различных народов.

         Планируется проводить ежегодный сезон национальных культур «Разные, но не чужие» - комплекс библиотечных мероприятий, посвящённый традициям различных культур.

         Партнёры для реализации программ – Краеведческий музей г.о.Чапаевск, ДК им. М.Горького, образовательные учреждения.

Библиотека «Атмосфера»

         Одним из приоритетных направлений библиотечной деятельности библиотеки «Атмосфера», определённых Стратегией, является экологическое.

         Само название библиотеки «Атмосфера» - связано с экологией.

         Библиотека имеет успешный опыт проведения библиотечных форм работы связанных с экологией.

         Экология – это не только охрана природы. Понятие гораздо шире, и включает в себя экологию души, экологию тела (здоровый образ жизни, сохранение здоровья), экология социума (построение гармоничного взаимодействия людей в социуме). Именно из этих составляющих складывается гармония с самим собой, с обществом, природой, что в конечном итоге и составляет Атмосферу.

         Реализация Стратеги предусматривает расширение реализации библиотечных форм работы экологической направленности по следующим направлениям:

         1. Программа «В гармонии с собой»  (экология души) –  отрываем душу через книгу, через книгу – к душе.

         В рамках данной программы будут реализованы следующие формы работы: «Перечитываем классику», библиодесант «Вместе с книгой открываем мир», книжный фримаркет.        

         2. Программа  «Экология и здоровье» (экология тела, ЗОЖ).

         3. Программа «Природа: право на жизнь», будет реализована через серию мероприятий и книжных выставок по продвижению книг экологической тематики «Экоша рекомендует», проект «Зелёный мир» (экологические экскурсии с элементами природоохранных мероприятий, литературные экскурсии по страницам книг «Живая природа»).

         4. Программа «Досуг в комфортной обстановке» (экология пространства и социума).

            В рамках данной программы будет продолжена работа по формированию библиотечного пространства. Также планируется организация инновационной лаборатории «Библиотека-территория творчества».

          Планируется провести анкетирование «Скажи библиотеке «да» (выявление тенденций и приоритетов чтения современной молодежи),  моб-опрос «Как пройти в библиотеку?», опрос «Настроение».

         Реализация заявленных программ будет осуществляться при поддержке группы волонтёров из числа постоянных и вновь привлеченных читателей библиотеки.

Библиотека «Эврика»

«Эврика» – в переводе с греческого héuréka — «я нашёл». Согласно  преданию, «эврика» - восклицание Архимеда при открытии им основного закона гидростатики. Переносное значение слова «эврика» - выражение радости, удовлетворения при решении какой-либо сложной задачи, возникновении удачной творческой мысли, новой идеи.

         В рамках  реализации Стратегии планируется реализация модели библиотеки «Эврика» как центра  интеллектуального поиска.

         На базе библиотеки планируется создание сообществ читателей:

1.  Интеллект-сообщество «Открытие».

         Направления работы:

Виртуальное общение «Библиотека. ru» (на базе Центра общественного доступа)

Включает:

-       освоение информационных технологий, обучающие мероприятия; - освоение таких сетей как Twitter, Facebook и общение через социальные сети;

-       цикл  мероприятий «Информационные ресурсы – всем посетителям библиотеки»;

-       цикл виртуальных экскурсий «Через книгу увиденный мир»;

-       виртуальные акции «Нетикет – сетевой этикет».

Кроме социальной сети «ВКонтакте» сотрудники библиотеки займутся освоением таких социальных сетей, как Twitter, Facebook, где будет освещаться деятельность библиотеки на всероссийском и международном уровне.

Освоение информационных технологий предполагает обучающие мероприятия, где происходит обучение всех желающих пользователей библиотеки: подготовка к изучению информационных технологий, создание рекламных листовок, приглашения на обучающие мероприятия.

         Цикл мероприятий «Информационные ресурсы – всем посетителям библиотеки».

         Цикл виртуальных экскурсий «Через книгу увиденный мир».

Виртуальные акции  «Нетикет – сетевой этикет».

2. Сообщество  «Традиционная книга – твой путь к успеху».

Включает:

-       исследовательскую работу по истории возникновения и создания книги;

-        акции «Новому веку – новые книги»;

-       мини-студия «Минутка» (включает небольшие практические занятия для детей, где будет обучение каким-либо  творческим приёмам. В данном случае пройдет обучение созданию мини-книжек. Студия будет открыта для всех юных посетителей библиотеки)

Целевая аудитория – дети и подростки.

3. Интеллектуальное сообщество «Эрудит»

Включает цикл мероприятий «Discovery: открытый мир» по различным областям научных знаний  (культура, искусство, география, литература и т.д.).

Библиотека семейного чтения

         Семья – это основа любого государства, основной хранитель традиций народа. В долгосрочной перспективе развития библиотека семейного чтения планирует  реализовывать библиотечную деятельность  в рамках поставленной цели – возрождение традиций семейного чтения.

         Реализация поставленной цели будет осуществляться через цикл мероприятий посвящённых семейному чтению, реализуемых  сообществом читателей библиотеки «Семейный очаг».

         Реализация через формы:

-       семейный марафон «Большие гонки», или  «Когда читает вся семья»;

-       копилка воспоминаний «Когда мы были молодые», или  Книги нашего детства»;

-       проект «Хорошо при свете лампы книжки милые читать».

Библиотека «Берегиня»

         Диалектное слово «оберег», как и родственное «берегиня», находится в окружении нормативных однокоренных слов: оберегатель «тот, кто оберегает, охраняет кого-либо, что-либо», оберегать «стараться уберечь, защитить кого-либо, что-либо от чего-либо опасного, нежелательного, вредного».

Применительно к названию  деятельность библиотеки «Берегиня» направлена на сохранение («сбережение») народных традиций и ценностей русского народа.

В рамках Стратегии базовым направлением работы библиотеки является духовно-нравственное.

Работа будет строиться через реализацию программы «Моё наследие».

Программа предусматривает знакомство через книгу с русским фольклором, праздниками, традициями, народными играми, промыслами и творчеством; лучшими образцами русской литературы; литературными произведениями местных авторов.

Юношеская библиотека

Юношеская библиотека в рамках Стратегии будет развиваться как не только как филиал юношеского чтения, но и как центр юношеской социализации – «Молодёжный ориентир». Цель – социализация через книгу.

Реализация через программы:

1.     «Молодёжь+книга»

         Цикл мероприятий  по продвижению чтения для молодежной: аудитории.

2.       «Формула успеха» (личностная самореализация, профессиональная социализация).

 

 

3. Издательская деятельность

 

       Издательская деятельность библиотеки ориентирована на продвижение уже аккумулированной информации, связанной с деятельностью библиотеки.

      Задачи Стратегии в рамках данного направления ориентированы на:

- разработку программы производства и распространения издательской продукции по обобщению опыта работы сотрудников библиотеки «Библиокопилка»;

-             создание продукции, направленной на  выявление и продвижение инноваций в области библиотечного дела, продвижения чтения;

-  создание малой полиграфической продукции, рекламирующей деятельность  библиотеки;

-             выпуск  библиографической продукции;

-    разработка и выпуск полиграфической продукции по основным направлениям деятельности библиотеки;

-             оперативное освещение жизни Библиотеки в местных СМИ;

-             информирование о реализации региональной политики в области библиотечного дела;

         Особое место в рамках данного направления займёт работа по изданию наиболее интересных материалов из краеведческих папок-накопителей, а так же выпуск продукции, приуроченной к празднованию 70-летия  Победы в Великой Отечественной войне.

 

 4. Методическая деятельность

           Методическая деятельность осуществляется методистом МБУК «ЦБС» и направлена на обеспечение единства и взаимодействия всех филиалов системы.

         В целях совершенствования методической деятельности Библиотеки предполагается:

-       активизация участия сотрудников в конкурсах и проектах различного уровня;

-       оказание методической помощи сотрудникам по основным направлениям реализации библиотечной деятельности;

-       сопровождение реализации программ библиотечной деятельности (разработка общебиблиотечных программ, консультирование по разработке и реализации программ библиотек-филиалов);

-       обобщение и развитие профессиональных знаний сотрудников (через систему внутрибиблиотечного повышения квалификации, консультирование);

-       внедрение инновационных форм работы;

-       распространение передового опыта библиотечной деятельности;

-       разработка методических пособий по различным направлениям библиотечной деятельности;

-       сбор, обобщение и анализ опыта работы библиотек-филиалов;

-       разработка материалов мониторинга, социологических исследований по библиотечной работе.

           Методическая работа ориентирована на поиск, отбор, систематизацию и транслирование передовых знаний в области библиотечного дела; генерирование новых идей, позволяющих совершенствовать основные направления деятельности, повышать уровень профессиональной грамотности сотрудников.

 

 

6.                Развитие кадрового потенциала

Методическая работа направлена на повышение профессионального уровня сотрудников. Обобщение накопленного опыта по повышению профессионального уровня сотрудников библиотек позволит в рамках Стратегии создать модель внутрибиблиотечного повышения квалификации (рисунок 2).

  

 Рис. 2 . Модель внутрибиблиотечного повышения квалификации сотрудников МБУК «ЦБС» г.о.Чапаевск

Все блоки модели органично дополняют другу друга.

План самообразования разрабатывается каждым библиотекарем. План самообразования направлен на повышение индивидуального профессионального уровня. В плане самообразования отражается проблема профессиональной деятельности, над которой работает библиотекарь и тема самообразования. Тема самообразования  реализуется не только через обязательное знакомство с новинками профессиональной литературы, но и находит отражение в плане работе сотрудника.

Внутрибиблиотечная программа повышения квалификации «6 ступеней», предусматривающая 6 обучающих блоков по различным направлениям профессиональной деятельности, включающих различные формы обучения (лекции, семинары, ситуационные и ролевые игры, творческие задания т.п.). В соответствии с запросами и потребностями сотрудников содержание обучающих блоков будет ежегодно пересматриваться.

Основные принципы построения программы повышения квалификации:

- многоаспектность (охват различных направлений библиотечной работы);

- интерактивность (использование интерактивных форм работы в рамках обучения).

В рамках программы повышения квалификации «6 ступеней» сотрудники получают комплекс теоретических знаний, знакомятся  с практическими аспектами реализации различных форм библиотечной  работы, которые будут применять в профессиональной деятельности.

Перекрёстные стажировки направлены на знакомство со спецификой деятельности коллег различных филиалов (воплощение полученных знаний в практической деятельности), в рамках реализуемых направлений работы.

 Мероприятия по обмену опытом ориентированы на знакомство с наиболее эффективными формами работы коллег.

Конкурс профессионального мастерства будет являться своеобразным итогом усвоения и апробирования  комплекса знаний, навыков в профессиональной деятельности, обобщения накопленного опыта, воплощённого в конкурсной работе.

  

Ожидаемые результаты

1. Создание  единого информационно-культурного  пространства для библиотечного обслуживания пользователей с учётом существующих стандартов и требований в области библиотечного дела.

2. Формирование многопрофильного ресурсного потенциала, соответствующего информационным, научным, образовательным, культурным и иным потребностям пользователей.

      3.  Обеспечение свободного, равного, комфортного и оперативного доступа к информации всем категориям пользователей.

4. Организация библиотечной деятельности на основе использования

новейших информационных технологий и повышение качества предоставляемых услуг.

        5. Внедрение новых форм и технологий библиотечной работы.

         6. Повышение профессионального уровня сотрудников библиотеки.

      7. Создание позитивного имиджа Библиотеки посредством изучения потребностей реальных и потенциальных пользователей -  жителей города, информирование населения о своих возможностях через различные каналы СМИ, посредством рекламных акций, установление общественных связей и контактов с различными социальными учреждениями и организациями, властными структурами, органами местного самоуправления.

        8. Формирование и развитие  виртуального пространства Библиотеки, нацеленного на удовлетворение  информационных потребностей удалённых пользователей.

 

В  результатереализации СтратегииБиблиотека может позиционировать себя как современный информационный, культурно-просветительский центр, обеспечивающий пользователям свободное и комфортное предоставление информационных ресурсов посредством локального и удаленного доступа.


All right reserved МБУК "ЦБС" 2015
Рейтинг@Mail.ru