ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ об объявлении 2023-й Годом педагога и наставника. Его цель – признание  особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность.

Для проведения тематических мероприятий, посвящённых обозначенной теме, предлагаем следующий список форм:

 

 Акции (ностальгические акции, акции-воспоминания по типу «Вернёмся в школу», «Школьные годы чудесные» – видеоприветы, воспоминания, поздравления).

Беседы и онлайн-беседы, круглые столы.

Вечера чествования, посвящения.

Видеолекториилекции, информины и информационные часы об истории педагогической мысли и истории развития образовательной системы.

Виртуальные путешествия по школам разных стран и эпох.

Вовлекающие интерактивы (печа-куча, стендап, интеллектуальные батлы и игры, квесты).

Выставки рисунков и поделок.

Игровые программы.

Киновечера, посвящённые образу педагога и школы в кино.

Конкурсы эссе, рисунков и поделок.

Литературные путешествия, литературные гостиные, обзоры,  раскрывающие образ педагога на страницах разных книг, а также  об учителях,  ставших  писателями.

Мастер-классы, например, «Осенний букет учителю».

Образовательные курсы.

Онлайн-кроссворды и онлайн-викторины  про учеников и учителей в различных книгах, фильмах и мультфильмах.

Первоклассные уроки – уроки для первоклассников о том, что их ждет в школе, об истории традиционных школьных принадлежностей; викторины по мотивам школьных предметов; преподавание школьного этикета (какой должна быть школьная форма, как правильно вести себя на уроках, в столовой и с одноклассниками).

Праздничные концерты.

Профориентационные занятия – День профессии педагога, рассказы о педагогическом образовании и навыках, необходимых педагогу.

Ролевые игры, где ученики примерят на себя роль учителей.

Фотовыставки «Учитель – мастер и творец...», «Мир школы глазами детей» и др.

 И, конечно же, книжные выставки. Про них хотелось бы сказать отдельно, поскольку  они представляют собой неисчерпаемый поток идей: как форма выставки (книжный развал, выставка-знакомство, выставка-квест и т. д.), так и её наполнение. Оно может быть весьма разнообразным. Например, выставка книг, написанных педагогами, или книг по педагогике, или книг о педагогах – биографии или фантастическая проза; книги о школах – реальных и магических.

Год педагога и наставника – это прекрасный повод вспомнить о писателях и поэтах, которые когда-то успели побывать в роли педагога:

 

Бажов Павел Петрович – русский писатель, фольклорист, некоторые произведения которого даже были экранизированы (есть как кинофильмы, так и мультфильмы). Он работал учителем русского языка в духовных училищах Екатеринбурга и Камышлова. В первые послереволюционные годы занимался созданием учительских курсов и организацией школ по ликвидации неграмотности.

 

Бродский Иосиф Александрович – русский и американский поэт, эссеист, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе. Интересно, что Бродский ушёл из восьмого класса школы, не закончив его, что не помешало ему, однако, переехав в 1972 г. в США, принять пост «приглашённого поэта» в Мичиганском университете. Он занимал профессорские должности и преподавал историю русской литературы, русскую и мировую поэзию, теорию стиха в различных американских и британских университетах на протяжении 24 лет.

 

Гончаров Иван Александрович – русский писатель, литературный критик. Он был домашним учителем сыновей семьи Майковых по латинскому языку и русской словесности. Один из его учеников в дальнейшем стал поэтом (Аполлон Николаевич Майков), а другой – критиком и публицистом (Валериан Николаевич Майков).

Учителем словесности в Симбирской гимназии почти тридцать лет работал старший брат писателя – Николай Александрович Гончаров. Вероятно, он стал прототипом образа учителя Леонтия Козлова из романа «Обрыв».

 

Крылов Иван Андреевич. Известный баснописец тоже был педагогом. После смерти Екатерины II он поступил на службу к князю С. Ф. Голицыну не только в качестве личного секретаря, но и учителя русского языка и словесности у его детей.

 

Набоков Владимир Владимирович – литературовед и энтомолог. Писатель зарабатывал на жизнь уроками английского языка в Берлине в 1920-е гг., а также в Америке с 1940 до 1958 года – чтением лекций по русской и мировой литературе в американских университетах.

 

Паустовский Константин Георгиевич – советский писатель. Педагогической деятельностью будущий писатель начал заниматься в очень юном возрасте: «Когда я был в шестом классе, семья наша распалась, и с тех пор я сам должен был зарабатывать себе на жизнь и ученье. Перебивался я довольно тяжелым трудом, так называемым репетиторством» (из автобиографии).

 

Толстой Лев Николаевич – один из самых известных русских писателей, публицист, мыслитель. В 1859 году Толстой деятельно занялся устройством школ в своей Ясной Поляне и в Крапивенском уезде.

Яснополянская школа явилась его оригинальным педагогическим экспериментом. Писатель, вопреки бытующей тогда традиции, считал, что всё в преподавании должно быть индивидуально: дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Определённой программы преподавания не было. Задача учителя – заинтересовать класс. Толстой сам вёл занятия наряду с несколькими постоянными учителями. 

В начале 1870-х писатель приступил к созданию собственной «Азбуки», затем выпустил «Новую азбуку» и серию из четырёх «Русских книг для чтения», одобренных Министерством народного просвещения в качестве пособий для начальных учебных заведений. 

Толстой оставил уникальное педагогическое наследие: статьи, письма, дневники, написанные им учебники и Яснополянскую школу. Занятие педагогикой он считал самым радостным и счастливым временем своей жизни: «Я хочу образования для народа… только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных… Ломоносовых…».

 

Чехов Антон Павлович – русский писатель, драматург. В родном Таганроге, а затем в первые годы в Москве, Чехов занимался репетиторством. Возможно, именно собственный опыт писатель отразил в рассказе «Репетитор».

Разумеется, в этом списке нельзя не упомянуть советского педагога и писателя Антона Семеновича Макаренко – автора «Педагогической поэмы», а также одного из четырёх выдающихся педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке (кроме А.С. Макаренко, это Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер и Мария Монтессори).

И это лишь толика известных деятелей, которые имели отношение не только к педагогике, но и к писательскому ремеслу. Список ста писателей-педагогов вы можете просмотреть в статье «100 учителей, ставших писателями. Или наоборот...».

 

В 2023 году будет отмечаться 200-летие со дня рождения одного из основателей российской педагогики – Константина Дмитриевича Ушинского, чьё имя занимает особое место в российской и мировой педагогике. Соратник великого педагога и его ученик Л. Н. Модзалевский писал: «Ушинский – это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов – наш народный учёный, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор».

Также в 2023 году предстоит отметить ряд юбилейных дат многих выдающихся педагогов, писателей и поэтов, например:

 

4 февраля – 150 лет со дня рождения М. М. Пришвина;

9 февраля – 240 лет со дня рождения В. А. Жуковского;

13 марта – 135 лет со дня рождения А. С. Макаренко;

19 июля – 130 лет со дня рождения В. В. Маяковского;

9 сентября – 195 лет со дня рождения Л. Н. Толстого;

28 сентября – 105 лет со дня рождения В. А. Сухомлинского;

9 ноября – 205 лет со дня рождения И.С. Тургенева;

5 декабря – 220 лет со дня рождения Ф. И. Тютчева.

Их жизнь и творчество, педагогическая деятельность могут послужить основой разнообразных библиотечных мероприятий.